Индивидуальные предприниматели

 

Индивидуальные предприниматели (далее – ИП) – физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Среди ИП выделяются субъекты, относящиеся к малому и среднему предпринимательству согласно критериям Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации":

 

Средняя численность

Предельное значение    
дохода

Средние предприятия

от 101 до 250 человек

2 млрд. рублей

Малые предприятия

до 100 человек

800 млн. рублей

Микропредприятия

до 15 человек

120 млн. рублей

Обследование индивидуальных предприятий

Для ИП бланк обследования (форма федерального статистического наблюдения
1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя») состоит из пяти разделов:

-     «Осуществляли ли Вы предпринимательскую деятельность в отчетном году?»,

-     «Если Вы не осуществляли в отчетном году предпринимательской деятельности, работали ли Вы в качестве наемного работника у другого предпринимателя или юридического лица?»,

-     «Укажите объем выручки учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, полученной Вами в отчетном году по всем видам предпринимательской деятельности»,

-     «Приведите подробное наименование фактически осуществляемых Вами в отчетном году видов экономической деятельности, опишите какую продукцию или услугу Вы производили в отчетном году»,

-     «Оцените долю выручки, полученной от указанного вида экономической деятельности, в общем ее объеме».

Сбор сведений от ИП ежегодно (кроме годов проведения сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства) осуществляется выборочным методом с последующим распространением данных по показателям на генеральную совокупность (основу выборки) в разрезе субъектов Российской Федерации, основных видов экономической деятельности.

Этапы работ по организации и проведению выборочного наблюдения

1.  Формирование генеральной совокупности предприятий (основы выборки).

2.  Формирование выборочной совокупности.

3.  Сбор информации по форме от ИП, попавших в выборочную совокупность, ее ввод, контроль, корректировка.

4.  Распространение выборочных данных на генеральную совокупность и расчет характеристик точности получаемых результатов.

5.  Формирование итогов обследования в целом по Российской Федерации, в разрезе ее субъектов, видов экономической деятельности, расчет характеристик точности получаемых результатов.

Этапы 3–4 реализуются на региональном уровне, этапы 1–2 и 5 – на федеральном уровне.

Формирование основы выборки

Для формирования генеральной совокупности (основы выборки) ИП используются данные единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для формирования выборочной совокупности ИП формируется основа выборки без учета адвокатов, нотариусов, ИП, осуществляющих торговые виды деятельности.

По каждому отобранному объекту информация содержит следующие реквизиты:

-       коды Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО);

-       фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

-Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО регистрации);

-       Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований
(ОКТМО регистрации);

-       Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2 фактический);

-       категория индивидуального предпринимателя согласно реестру субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРМСП);

-       показатель «Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг»;

-       показатель «Средняя численность работников»;

-       другие признаки.

Формирование выборочной совокупности

Выборочная совокупность формируется на федеральном уровне.

Для формирования выборочной совокупности основа выборки разделяется на две группы (массива).

В первый массив (обследуются в сплошном режиме) включаются:

-       нетипичные ИП (относящиеся к малому предпринимательству), которые по значениям одного или нескольких показателей выделяются из общей массы предприятий;

-       ИП, осуществляющие уникальные виды деятельности на данной территории (минимальное число единиц, отбираемых из слоя равно 6);

-       ИП, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства.

Во второй массив (обследуется на выборочной основе) включаются ИП, относящиеся к малому предпринимательству согласно ЕРМСП. Предполагается, что во второй массив попадает основная масса ИП, которые являются типичными для своего вида деятельности.

Расслоение основы выборки для второго массива осуществляется по субъектам Российской Федерации (ОКАТО регистрации) и по видам экономической деятельности (ОКВЭД2 фактический).

Выборочная совокупность по второму массиву формируется методом расслоенного пропорционального случайного отбора. Число отобранных единиц слоя рассчитывается пропорционально объему слоя в базовой                                             совокупности. Объем данного массива по территории примерно составляет 10%.

Обработка полных неответов единиц наблюдения

Для обработки полных неответов респондентов применяется метод перевзвешивания. Вес неответившего ИП перераспределяется на ответившие ИП в данном слое.

Формирование итогов обследования

Полученные выборочные данные по показателям разделов формы распространяются на регламентные подсовокупности (области изучения) генеральной совокупности, а также на совокупность в целом по формуле простого оценивания (по среднему на единицу).